«Летняя Казанская».
Обретение и прославление иконы связано с Казанью, чем и объясняется название.
Согласно символическому преданию (которое не обязательно понимать буквально), в 1579 году, в этом городе, незадолго до того вошедшем в состав Руси, Дева Мария явилась во сне девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Данилы Онучина, и велела вырыть из земли Ее икону. Сначала рассказу ребенка не придали особого значения, но повторные явления убедили в реальности происходящего. Вскоре из-под пепелища сгоревшего дома извлекли чудесный образ Пречистой Девы. Написанная на доске из кипариса, икона представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем, восседающим на Ее левой руке.
Событие обретения иконы описал настоятель казанской Никольской церкви священник Гермоген (впоследствии второй русский Патриарх и священномученик, † 1612 г.), а на месте явления иконы по велению завоевателя Казани царя Ивана IV был основан Казанский женский монастырь.
Наиболее почитаемыми списками (копиями) с Казанской иконы были чудотворные образы, хранившиеся в Казанских соборах в Петербурге и Москве. О каждом из них существовало предание, что именно данная икона была обретена в Казани и впоследствии оказалась в столице. Перенесение явленной иконы в Москву связывают либо с патриархом Гермогеном, либо с князем Пожарским, во время польско-шведской интервенции имевшим ее в своих войсках (1612 г.).
Появление Казанской иконы в С.-Петербурге связано с учреждением здесь новой столицы Российского государства. Вероятно, в наш богоспасаемый град её привезла в 1710 году из Москвы царица Параскева Феодоровна.
Другая копия чудотворной иконы Богоматери пребывала в Казани – в Успенском соборе Казанского женского монастыря, – но 29 июня 1904 года была похищена святотатцами и бесследно исчезла. Знаменательно, что это произошло незадолго до новой кровавой смуты в нашем Отечестве. Тщательные розыски результатов не дали.
В конце XX столетия много писали и говорили об иконе, находившейся в Ватикане и недавно возвращённой в Москву. Некоторые надеялись, что это и есть та самая чудесно явленная в Казани икона. Однако еще до ее возвращения было установлено, что это – довольно поздний список, не ранее XVIII века. Другой сохранившийся, Петербургский, список иконы датируется примерно тем же временем. Таким образом, ни один из древнейших списков времени прославления Казанской иконы в конце XVI столетия пока нам вновь не явлен.
канд. ист. наук, канд. богословия