Священномученик епископ Макарий (Гневушев).
Будущий священномученик епископ Орловский и Севский Макарий (Гневушев) родился в сентябре 1858 года в селе Репьевка Ардатовского уезда Симбирской губернии
в семье священника и в миру звался Михаилом Васильевичем. Образование он получил в Ардатовском духовном училище и Симбирской духовной семинарии, которую закончил в 1878 году.
Затем поступил в Киевскую духовную академию, которую закончил в 1882 году со степенью кандидата богословия. Кандидатское сочинение М.В.Гневушева было посвящено истории Александрийской Церкви.
По окончании Академии он был назначен преподавателем русского языка в Киево-Подольское духовное училище. В 1883 году молодой выпускник Академии был назначен наставником Острожской учительской семинарии,
а с 1885 года стал преподавателем Киевского женского духовного училища.
Михаил Васильевич получил известность не только на педагогическом поприще, но и благодаря своей активной миссионерской деятельности. Вскоре его труды были замечены,
и в 1890 году он был назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. В 1902 году, как один из самых известных педагогов, Гневушев стал инициатором создания
"Киевского педагогического общества взаимной помощи".
С самого начала М.В.Гневушев принимал активное участие в монархическом движении. К 1906 году он был уже членом Совета Киевской Русской монархической партии,
а также членом Киевского отдела Русского Собрания (РС). 3 июля 1906 года в отделе РС он сделал обстоятельный доклад о положении русского православного населения в западных областях.
Доклад было решено напечатать, так как, по утверждению председателя Киевского отдела РС Бориса Михайловича Юзефовича, он "вызвал единодушное сочувствие и одобрение слушателей правдивым,
кратким и ясным изображением общественного настроения в пределах обильно населенных евреями западных окраин России".
Автор пришел к выводу, что главным виновником тяжелого экономического и нравственного состояния русского населения является еврейство.
"В течение многих веков, образовав при помощи кагала могущественный союз, евреи, в конце концов, захватили в свои руки главные нити политической,
экономической и общественной жизни европейских народов, не исключая и русского. Завладев почти всею печатью, они настойчиво влияют на общественное мнение,
слагают его согласно своим интересам, нисколько не стесняясь средствами к достижению намеченных целей", – утверждал М.В.Гневушев. Именно пагубная деятельность евреев,
а отчасти и поляков, по его убеждению, привела к распространению революционных идей, под влиянием которых "значительная часть учащейся молодежи стала в ряды "освободителей" и,
выйдя из условий нормальной жизни, превратилась в послушное орудие революционных и анархистских партий. Современное состояние высших и значительной части средних учебных заведений
крайне безотрадно и ничего не обещает не только в ближнем, но и в более или менее отдаленном будущем".
Однако главная вина в распространении крамолы, по убеждению докладчика, лежит не на евреях, а на правительстве и местных властях, прежде всего на главе правительства – Витте,
ибо "как центральное правительство, так и большинство местных органов его оказались настолько терпимыми в отношении к разрушительным левым партиям, что мирное,
на почве закона живущее общество попало как бы под иго этих левых партий". Власти, напротив, подвергают незаслуженным стеснениям и ограничениям правые партии,
"отменяются, в угоду евреям, освященные обычаем и установленные Церковью, крестные ходы, отбираются произведения так называемой "черносотенной литературы",
обличающие клевету и ложь еврейской печати".
В докладе даже содержалась вполне определенная угроза в отношении власти. Если сохранится "терпимое отношение правительства к революционным партиям", то монархическая партия,
предупреждал докладчик, будет вынуждена искать поддержки "со стороны народных масс". Автор доклада от имени киевских монархистов потребовал от властей укротить
деятельность революционеров и навести порядок. Времени на раскачку, говорил он, нет, ибо доверие к правительству колеблется, "во многих местах народное озлобление против местных властей,
охраняющих еврейские интересы преимущественно перед всеми другими, сдерживается с великим трудом". Отставка правительства Витте породила у черносотенцев надежды на изменение политики –
"монархическая партия надеется, что нынешнее правительство своим открытым и прямым образом действий, на основах русской исторической жизни, спасет современную
Россию от угрожающих ей ужасов внутренних междоусобий", – заявил в заключение своего доклада Гневушев.
Осенью того же года Михаил Васильевич принимал участие в работе 3-го Всероссийского съезда Русских людей (или Всероссийский съезд Людей Земли Русской),
который проходил в Киеве 1-7 октября 1906 года. На съезде он был делегатом от Киевского Союза русских рабочих. По окончании съезда от имени хозяев – киевлян –
он сказал прощальное слово приезжим депутатам. Как делегат рабочей монархической организации Гневушев участвовал также в работе 4-го Всероссийского съезда Русских людей
(или Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа), который проходил в Москве с 26 апреля по 1 мая 1907 года. На этом съезде он выступал с речью о необходимости объединения монархистов.
Мы стоим перед смертельной опасностью, пред нами раскрывается пропасть, говорил М.В.Гневушев, и указывал на "язвы нашего времени", особенно на тот позорный факт,
что многие русские сделались предателями своего народа, забыли все русское и относятся к нему хуже врагов. "Русским людям нужно серьезно приняться за объединение всех духовных сил народа
для спасения родины и для устройства ее дальнейшей жизни на исконных патриотических началах".
В 1907 году Михаил Васильевич был избран председателем только что созданного Киевского Губернского отдела Союза Русского Народа (впоследствии, после переезда в Москву,
он оставался почетным председателем отдела). В это же время он был назначен на ответственную должность наблюдателя церковных школ Киевской епархии.
Архимандрит Макарий (Гневушев)
Однако, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. М.В.Гневушеву Господь уготовал иное служение. В том же 1907 году он овдовел.
Сделав необходимые распоряжения по семейным и имущественным обязательствам, 11 февраля 1908 года Михаил Васильевич принял постриг с именем Макарий, и был рукоположен во иеромонаха.
Вскоре 50-летний о. Макарий был назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря и возведен в сан архимандрита. В Москве он продолжил свое общественное служение,
став активным участником монархического движения и ближайшим сподвижником председателя Русского монархического союза протоиерея Иоанна Восторгова (будущего священномученика),
с которым с той поры делил успехи и неудачи, радости и скорби. Скорбей, надо заметить, было больше. Архимандрит Макарий принимал также участие в создании право-монархического
Братства Воскресения Христова, был членом его Правления. Братство взяло на себя организацию православного окормления русских переселенцев в Сибири и на Дальнем Востоке.
Кроме того о. Макарий активно участвовал в деятельности теоретического клуба монархистов Москвы – Русского монархического собрания, где часто выступал с докладами.
12 ноября 1909 года он был избран кандидатом в члены Правления Собрания, а затем стал членом Правления.
Однако и враг не дремал. В 1908-1909 монархическое движение Москвы потряс целый ряд расколов и скандальных заявлений. Группа деятелей монархического движения предприняла попытку
отстранить от руководства правыми союзами Москвы протоиерея Иоанна Восторгова и архимандрита Макария. В июне 1908 года в результате интриг и внутренних распрей они вынуждены были
оставить руководящие должности в Московском губернском Совете Союза Русского Народа. На рубеже 1908-1909 годов их недоброжелатели предприняли новую атаку,
добиваясь их ухода с руководящих постов в Русском монархическом союзе и Русском монархическом собрании. Причем, в целях дискредитации о. Иоанна и о. Макария в ход пускалась даже откровенная клевета.
В этих условиях группа сторонников протоиерея Восторгова и архимандрита Макария решила провести монархический съезд, который бы снял все вопросы и подтвердил легитимность
этих видных деятелей правого движения. О. Макарий был членом организационного комитета по созыву Съезда Русских людей, который проходил в Москве с 27 сентября по 4 октября 1909 года.
Вместе с Иваном Георгиевичем Айвазовым он готовил материалы к обсуждению, выступал с приветственной речью при открытии Съезда, принимал активное участие в обсуждении вопросов повестки дня,
был избран членом исполнительно-редакционной комиссии, которая создавалась для завершения работ с принятыми резолюциями.
Несмотря на чинимые препятствия Съезд прошел довольно успешно. Форум монархистов приветствовал Государь, написавший, что знает готовность монархистов
"верно и честно служить Мне и родине в строгом уважении законности и порядка". Почетным председателем Съезда был тогдашний епископ Орловский священномученик Серафим (Чичагов).
В заседаниях Съезда приняли участие митрополит Московский священномученик Владимир (Богоявленский), епископ Могилевский Стефан (Архангельский),
а также два будущих архиерея иеромонах Нестор (Анисимов) и протоиерей Епифаний Кузнецов (будущий священномученик епископ Селенгинский Ефрем).
На Съезд собралось большое число представителей духовенства. В его работе участвовали также депутаты Государственной Думы Владимир Митрофанович Пуришкевич и Георгий Алексеевич Шечков,
известные правые деятели Николай Николаевич Родзевич, Клавдий Никандрович Пасхалов, профессор Владислав Францевич Залеский, Рафаил Федорович Еленев,
Клавдий Петрович Степанов и другие видные монархисты.
Съезд принял ряд актуальных для монархического движения документов, а также решил важную задачу: устами многих видных деятелей монархического движения было восстановлено доброе имя
протоиерея Восторгова и архимандрита Макария.
А еще до открытия Съезда в 1909 году архимандрита Макария назначили настоятелем Московского Ново-Спасского ставропигиального монастыря – одной из крупнейших русских обителей.
В апреле 1912 года архимандрит Макарий был избран в состав Устроительного совета Всероссийских съездов. Он участвовал в работах Пятого Всероссийского съезда Русских людей,
который проходил в Петербурге 16-20 мая 1912 года. На форуме о. Макарий был избран одним из товарищей председателя Съезда. В день открытия Съезда он выступил с речью,
в которой призвал всех монархистов к объединению "в плотную, несокрушимую рать". На Съезде он был членом Комиссии по церковным вопросам наряду с депутатом Государственной Думы
Г.А.Шечковым и киевским профессором Петром Васильевичем Никольским. От имени Комиссии он выступил 16 мая с докладом, в котором для противостояния "повсеместному падению
религиозного чувства в народе" комиссия советовала повсеместно учреждать церковные братства и развивать сеть церковно-приходских школ. Комиссия также выступила против частых перемещений епископов,
которые из-за этого не успевают толком ничего сделать, высказывалась за изъятие церковных вопросов из ведения Государственной Думы, где решения принимают в том числе и иноверцы.
В последний день работы Съезда архимандрит Макарий произнес проникновенное слово, обращенное к русской женщине, которая может "внести свою любовь в монархическое дело, чтобы смягчить остроту борьбы,
чтобы ободрять уставших в борьбе". Завершил он свою речь снова призывом к объединению, напомнив, что враг не дремлет.
В 1912 году архимандрит Макарий был избран председателем предвыборного комитета правых партий в Москве по выборам в IV Государственную Думу. 1 октября 1913 года на собрании членов
Русского монархического союза он выступал с речью на тему значения расследовавшегося в Киеве ритуального убийства отрока Андрея Ющинского. После его речи собрание послало приветственные
телеграммы гражданским истцам на процессе по "делу Бейлиса" Алексею Степановичу Шмакову и Георгию Георгиевичу Замысловскому и приняло решение, осуждающее газету "Киевлянин"
за "предосудительное отношение к киевскому процессу", выразившееся в поддержке евреев.
Архимандрит Макарий большое внимание уделял положению в западных областях России. 9 марта 1909 года, вернувшись из Вильны со съезда православных братств, он выступил с речью
в многолюдном собрании московских монархистов. Он говорил о "горьком чувстве", которое вынес из этой поездки, в связи с тем, что "православное население сдавлено польскими тисками
и должно отрекаться от своей веры; русские угнетаются и евреями, сосредоточившими в своих руках всю торговлю и ремесла". Монархисты Москвы после его доклада приняли решение поддержать
русских людей в Западной Руси, которые ведут неравную борьбу с еврейским и польским засильем.
В начале 1914 года о. Макарий вновь пытался привлечь общественное внимание к бедственному положению православного белорусского населения, опубликовав в "Московских ведомостях"
цикл статей под названием "Форпосты русские". Он обратился к русскому народу с призывом: "Спешите все, у кого еще бьется сердце русскою кровью, у кого сознание не затуманено разными
космополитическими бреднями, для кого Русь и в прошлом и в настоящем дорога, – спешите на помощь все более и более ослабевающей Белой Руси? Нужно спешить с материальной помощью,
чтобы избавить белоруса от хищничества евреев; нужно торопиться с просветительской помощью, чтобы ободрить, поднять измученный и приниженный дух народа"…
Епископ Макарий (Гневушев)
11 июля 1914 года в Нижнем Новгороде архимандрит Макарий был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Уже в архиерейском сане он принял участие
в Совещании монархистов, которое проходило 21-23 ноября 1915 года в Петрограде. На Совещании владыка выступал в прениях по вопросу борьбы с прогрессивным блоком,
говорил речь при закрытии Совещания, а по итогам Совещания он был избран в состав Совета монархических съездов – руководящего органа Черной сотни,
которым руководил видный государственный деятель член Государственного Совета Иван Григорьевич Щегловитов. Несмотря на то, что он был викарным епископом Нижегородской епархии,
в работе Нижегородского Всероссийского Совещания уполномоченных монархических организаций и правых деятелей 26-28 ноября 1915 года епископ Макарий участия не принимал –
сказались весьма натянутые отношения с А.И.Дубровиным и его сторонниками, которые организовали форум.
28 января 1917 года, буквально за месяц до начала беспорядков, результатом которых стал государственный переворот, святитель был назначен на самостоятельную кафедру – епископом Орловским и Севским.
Вскоре после февральской революции начались преследования архиереев-монархистов, в числе гонимых за монархические взгляды и черносотенную деятельность оказался и Орловский архипастырь.
26 мая 1917 года владыка был уволен на покой с определением места проживания в Спасо-Авраамиевом монастыре в Смоленске. В январе 1918 года уже после захвата власти большевиками
он был переведен в Вяземский Спасо-Преображенский монастырь. Скупой на похвалы митрополит Мануил (Лемешевский) называл епископа Макария "прекрасным проповедником,
оратором и администратором", и неудивительно, что своими яркими проповедями опальный святитель быстро завоевал любовь верующих и монастырский храм стал заполняться молящимися.
Большевики подослали к нему наемных убийц. Однако когда злоумышленники ожидали выхода епископа, между ними произошла ссора, в результате которой один из убийц убил другого.
22 августа 1918 года владыка был все-таки арестован по абсурдному обвинению в "организации белогвардейского восстания". Он мужественно переносил глумление и побои.
2 сентября его перевели в Смоленскую губернскую тюрьму, а 4 сентября он был осужден ЧК Западной области за "контрреволюционную деятельность" и приговорен к расстрелу.
По словам его дочери, казнь происходила следующим образом. Обреченные в числе 14 человек были доставлены в пустынное место за Смоленском. Построили всех спиной к свежевырытой могиле.
Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб. Владыка, находясь в конце шеренги, с четками горячо молился за каждого из казнимых, а если замечал упадок духа, то, никем не останавливаемый,
выходил из линии, благословлял несчастного. Он был застрелен последним.
Прославлен святитель Макарий в сонме Новомучеников и Исповедников Российских 20 августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
- IV съезд Объединенного Русского Народа в Москве // Киевлянин. 1907. 1 мая;
- Гневушев М.В. Доклад члена Совета Киевской Русской Монархической Партии М.В.Гневушева, читанный в Киевском отделе Русского Собрания 3 июля 1906. Киев, 1906;
- Гневушев М.В. Константин Петрович Победоносцев. Киев, 1907;
- Краюхин Д.А. Основы русского консерватизма в работах епископа Макария (Гневушева) // Национальная идея как условие сохранения социокультурной самобытности и государственности. Материалы межд. Научно-практической конференции 18-19 мая 2000. Орел, 2000;
- Макарий (Гневушев), архим. Крепостное право на Руси и освобождение крестьян от крепостной зависимости. СПб., 1911;
- Макарий (Гневушев), архим. Общенародное церковное пение и его значение для Православной Церкви вообще и в особенности для западнорусского Православия. Вильна, 1912;
- Макарий (Гневушев), архим. Форпосты русские // Московские ведомости. 1914. N 20, 26, 62, 69, 78;
- Польский, о. М. Новые мученики Российские: Собр. матер. в 2-х тт. Репринт. изд. М., 1993;
- Правые партии. 1905-1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю.И.Кирьянова. М., 1998;
- Святители земли Нижегородской / Авторы-сост.: иг. Тихон (Затёкин), О.В.Дёгтева Н.Новгород, 2003;
- Степанов А. Макарий (Гневушев), сщмч., еп. Орловский и Севский // Святая Русь. Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О.А.Платонов, сост. А.Д.Степанов. М., 2003;
- Die Russischen Orthodoxen Bisch?fe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Leme?evskij). Т.4. Erlange