Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский).

Цель жизни христианина - обретение спасения. Ответ на вопрос, как достичь этого, мы пытаемся увидеть в жизни святых угодников Божиих. Немалое число тех, кто своей жизнью указывает путь в Небесное царство. У каждого христианина есть свои, наиболее почитаемые, близкие, любимые святые. Часто в их число входят те. Угодники Божий, которые имеют отношение к местности, где ты проживаешь. То есть являются соотечественниками в Отечестве земном и указывают путь в Отечество Небесное. Нашим соотечественником является отец Митрофан Сребрянский (в монашестве Сергий). Он в 1870 г. родился в семье священника Воронежской губернии. Окончил Воронежскую духовную семинарию, учился в Варшавском ветеринарном институте. В 1893 году женился на дочери священника села Владычня Тверской епархии. Супруги были бездетными, но семья была крепкой и все испытания переносили вместе с любовью верой в промысел Божий.
Матушка — Ольга Владимировна — была верным другом и во всем помощницей.
В 1896 году о. Митрофан назначен в Орел. С 1 сентября 1897 года он настоятель Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка в городе Орле, Так начался продолжительный период жизни о. Митрофана в Орле. Здесь он всего себя отдал служению Богу и духовной помощи пастве. Он был утешителем многих, прекрасным и серьезным проповедником, слово которого впитывалось слушателями, как впитывается дождь в жаждущую влаги почву. Люди потянулись к искреннему и ревностному пастырю, создался крепкий приход, и это позволило о. Митрофану приняться за трудное дело постройки храма, которое он с успехом закончил. Он создал при приходе библиотеку и школу. Все получаемые от благотворителей средства о, Митрофан жертвовал на храм. При церкви было также открыто общество трезвости, Отец Митрофан вносил пожертвования и в Орловский Дом трудолюбия.
В 1904 году началась русско-японская война. 51-й драгунский Черниговский полк выступил в поход на Дальний Восток, Вместе с полком отправился и о, Митрофан.
Во время служения в действующей армия о. Митрофан вел подробный дневник, который был в последствии напечатан. За выдающиеся пастырские заслуги, проявленные во время войны, о. Митрофан был возведен в сан протоиерея, имел награды: скуфью и камилавку. За войну получил и военные награды: Анна III степени, Анна II степени, Владимир IV степени и по окончании русско-японской войны был получен наперсный крест на Георгиевской ленте.
Шефом орловского полка была великая княгиня Елизавета Феодоровна, ныне прославленная Церковью в лике преподобномучениц. После убийства революционерами мужа - великого князя Сергея Александровича в 1905 году великая княгиня Елизавета Феодоровна целиком посвятила себя милосердию. В 1906—1908 годах она обдумывала план создания будущей Марфо-Марииинской обители — светской общины сестер милосердия, основанной на монашеских началах послушания и самоотвержения. Отец Митрофан предложил свой проект устава; его взгляд на устройство обители был близок великой княгине, при этом она высоко ценила отца Митрофана как священника — так он был приглашен на должность духовника Марфо-Мариинской обители милосердия.
К тому времени отец Митрофан снова служил в Орле и с трудом решился на переезд: он очень любил свой приход и пользовался всеобщей любовью и уважением горожан, в день его отъезда на Орловском вокзале собралась огромная толпа, которая попыталась препятствовать отъезду батюшки. Лишь конной полиции удалось очистить путь для поезда, увозившего его в Москву. Отец Митрофан стал духовным руководителем Марфо-Мариинской обители милосердия, наставником и помощником настоятельницы.
Наступил 1917 год — февральская революция, отречение государя, арест царской семьи, октябрьский переворот.
На Пасхальной седмице 1918 года великую княгиню Елизавету Феодоровну арестовали и увезли в Алапаевск, где 18 июля она приняла мученическую кончину. Управление обителью в эти страшные для верующих годы взял на себя о. Митрофан. В 1919 году, по благословению Патриарха Тихона, о Митрофан принял монашеский постриг с именем Сергий (вместе с женой, которая стала монахиней Елисаветой); был возведён в сан архимандрита. Он продолжал окормлять сестер вплоть до закрытия обители в 1926 году. Вскоре его арестовали, он был приговорен к расстрелу, сидел в камере смертников. Архимандриту Сергию расстрел заменили ссылкой. В ссылке и в лагере, несмотря на преклонный возраст, он провел шестнадцать лет, отбывал срок в Сибири, на севере, работал на лесоповале.
Последним местом ссылки было село Владычня Калининской области. Сюда к батюшке приезжали из Москвы и Орла за наставлениями, духовной поддержкой, утешением его духовные чада.
Весной 1948 года, накануне Благовещения, архимандрит Сергий отошел ко Господу. После кончины архимандрита Сергия его почитание как подвижника и молитвенника не только не уменьшилось, но со временем всё более возрастало. Многие верующие приходили на его могилу, находившуюся в селе Владычня, помолиться, получить духовное утешение и заступничество. Многие ходят на источник около села, из которого брал воду святой.
В августе 2000 года он был канонизирован на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Мощи святого перенесены в Воскресенский кафедральный соборе города Твери, где поставлены в левом приделе для всеобщего почитания.
Конечно, у нас особая по этому поводу радость: мы испытываем умиление от того, что преподобноисповедник Сергий Сребрянский- наш земляк. Но давайте подумаем, какая польза нам от того, что мы - соотечественники святого? Учимся ли мы на его примере праведной жизни? Приобретаем ли такие черты характера, какие имел о. Сергий? Он был чужд всякого лукавства, был простым и смиренным по-настоящему. Вера в Бога, простота, искренность были тем, что привлекало к нему множество людей. Есть замечательный документ, который остался нам от святого преподобноисповедника Сергия, - так называемая памятка духовным чадам, что-то вроде духовного завещания. Прежде всего, он призывает нас к тому, чтобы мы стремились к постоянному общению с Богом и жили по Его заповедям. В духовной жизни есть такой принцип: если ты не можешь молиться сердечно, если молитва у тебя сухая и бесчувственная, то все равно молись. Если ты не можешь делать дела любви с любовью, то хотя бы без любви, но обязательно помогай людям. Вообще нужно жить так, чтобы от каждого человека изливалась одна радость, мир, утешение, кротость на всех окружающих. "ПЛОХИХ ЛЮДЕЙ НЕТ,-Учил О.Сергий,- ЕСТЬ ЛЮДИ, ЗА КОТОРЫХ ОСОБЕННО НУЖНО МОЛИТЬСЯ..." Если делать добро, если стараться исполнять заповеди, если стараться постоянно молиться, то рано или поздно Господь на эти наши труды откликнется и дарует большую искреннюю любовь ко всем людям. Это путь не простой. Нам придется прилагать труд, придется себя заставлять, но другого пути нет. Но святые помогают на этом пути. Помогают своей молитвой о нас к Богу, помогают нам стать подобными им и в результате подобными Христу. Этого подобия Богу да даст нам Господь достичь по молитвами святого преподобноисповедника Сергия и всех святых.

Выступление на 2 муниципальных
Рождественских чтениях Прищепы
Анастасии, 7 класс МОУ СОШ №6